аполлоновская и фаустовская культуры


аполлоновская и фаустовская культуры
        АПОЛЛОНОВСКАЯ И ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРЫ — категории, выделенные немецким философом и историком О. Шпенглером в книге «Закат Европы» (1918) для обозначения греческой (аполлоновской) и западно-европейской (фаустовской) культур. В концепции Шпенглера они выступают как антитеза, ярко проявляющаяся в господствующих в этих культурах установках познания — метафизически-поэтической и рационалистической в ее пространственно-временной бесконечности. В основе каждой культуры лежит специфический «прасимвол» — ключ к пониманию морфологии данной культуры, из которого и вырастает ее реальная история. Каков «прасимвол», такова и основная интуиция, лежащая в основе созданий изучаемой культуры: античность есть интуиция заполненного и завершенного в себе конечного тела, новая Европа имеет интуицию бесконечного пространства и вечности.
        Для аполлонической души древнего грека не существовало бесконечного пространства и времени, мир перед ним представал как сумма отдельных тел и изолированных вещей, а в математике и искусстве реальными были только конкретные тела «здесь» и «сейчас». Античная математика не могла принять концепцию иррационального числа, «расторгавшего связь между числом и телом»; физика строила свои понятия без представлений о пространстве и силе, психология — без понятия воли. В искусстве не было пейзажей с изображением дали, гор и облаков, господствовала скульптура — «уединенное тело», не было «дали времени» и вечности. Другое понимание мира, человека, музыки, науки — фаустовская культура и душа с ее чувством бесконечного пространства и времени — родилось вместе с романским стилем в 10 в. на северных равнинах Эльбы и Тахо. Бесконечность внешняя — дали, просторы, горизонты, и бесконечность внутренняя — ощущение вечности; господство полифонической музыки, стиля фуги, готики как застывшей музыки, живописи с ее перспективами, вниманием к портретам; появление автопортретов, автобиографий-исповедей, дневников, писем — все эти новые явления суть фаустовской культуры, ставшей предпосылкой и условием становления европейской науки. Познание культурных форм, по Шпенглеру, в корне противоположно абстрактному научному познанию и основано на непосредственном «чувстве жизни», позволяющем понять уникальность каждой культуры, которая обеспечивается своеобразием ее души. Для антитезы фаустовского и аполлоновского познания природы характерно то.что античные атомы суть миниатюрные формы (Левкипп, Демокрит), а западноевропейское представление о них — это минимальные количества (Лейбниц), представление, продолженное позже атомистическими теориями современной физики, включая теорию электронов, гипотезу квантов, некоторые области математики, напр., неевклидову геометрию или теорию групп. Одна из основных категорий физики — «масса» — есть специфически западное понятие, которое возникает в качестве дополнения к метафизическому, основному понятию силы. Одной из главных причин смены гносеологических установок европейского мышления Шпенглер считает переход от политеизма, от магической полноты небесной иерархии в аполлонической душе к монотеизму в фаустовской культуре — единому Богу, сливающемуся в своем одиночестве с бесконечным пространством.
        Подробному анализу идеи Шпенглера — «умирающего Фауста, человека старой европейской культуры» (Н.А. Бердяев) — были подвергнуты в сборнике «Освальд Шпенглер и «Закат Европы»» (1922) и других работах русских философов Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, Г Г. Шпета, ФА. Степуна и др. Признавая глубокие знания и дар проникновения Шпенглера в культуру прошлого, отечественные мыслители не принимали концепцию гибели европейской культуры, ее отождествление только с фаустовской, в частности с германской, культурой, но отстаивали идею вечного развития и многообразия культур. Образы А. и ф. к. фигурируют в эпистемологии и философии науки как постоянные аналогии для оценки происхождения и развития научного знания, его зависимости от соицо-культурного контекста.
        Л.Т. Регпюнских

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "аполлоновская и фаустовская культуры" в других словарях:

  • Кризис культуры — традиционная тема в рамках философских и культурологических исследований конца Х1Х ХХ вв., развитие которой во многом определило становление культурологии как особой сферы гуманитарного знания. Культурологическая проблематика тесно связана с… …   Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

  • ШПЕНГЛЕР — (Spengler) Освальд (1880 1936) нем. философ, теоретик культуры, представитель философии жизни. На труды Ш. непосредственно повлияли идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, А. Бергсона. «Закат Европы» (1918) основной труд Ш. оказал сильнейшее влияние на… …   Философская энциклопедия

  • ШПЕНГЛЕР —         (Spengler) Освальд (1880 1936) нем. философ, теоретик культуры, представитель “философии жизни”. В “морфологии культуры” Ш. прослеживается влияние идей Шопенгауэра, Ницше, Бергсона, эстетич. учения Воррингера. Сам Ш. не признавал за… …   Энциклопедия культурологии

  • Шпенглер, Освальд — (Spengler) (29 мая 1880 8 мая 1936) немецкий философ, один из основателей современной философии культуры, представитель философии жизни, историк и публицист. В 1908 11 гг. преподавал математику и историю как гимназический учитель в Гамбурге; с… …   Энциклопедия культурологии

  • Шпенглер, Освальд — Освальд Шпенглер Oswald Spengler …   Википедия

  • Освальд Шпенглер — Oswald Spengler Немецкий философ и культуролог Автор книги «Закат Европы» Дата рождения: 29 мая …   Википедия

  • Шпенглер О. — Освальд Шпенглер Oswald Spengler Немецкий философ и культуролог Автор книги «Закат Европы» Дата рождения: 29 мая …   Википедия

  • Шпенглер Освальд — Освальд Шпенглер Oswald Spengler Немецкий философ и культуролог Автор книги «Закат Европы» Дата рождения: 29 мая …   Википедия

  • ШПЕНГЛЕР — (Spengler) Освальд (1880 1936) немецкий мыслитель и философ, один из основоположников философии культуры, автор оригинальной философско исторической концепции. Продолжатель традиции немецкого романтизма и ‘философии жизни’, поклонник Ницше и Гёте …   История Философии: Энциклопедия

  • ШПЕНГЛЕР (SPENGLER) Освальд — (1880 1936) немецкий мыслитель и философ, один из основоположников философии культуры, автор оригинальной философско исторической концепции. Продолжатель традиции немецкого романтизма и философии жизни , поклонник Ф. Ницше и И.Ф. Гёте. Основные… …   Социология: Энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.